Предприниматели по всему миру принимают активное участие в борьбе с последствиями распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19. Одними из первых на беду откликнулись миллиардеры. В феврале фонд Билла и Мелинды Гейтс пожертвовал КНР более $100 млн на исследования по поиску вакцины и усиление мер по выявлению, изоляции и лечению всех зараженных. Когда размах заболевания в феврале-марте достиг глобальных масштабов, примеру этого фонда последовали и другие. Благотворительный фонд основателя Alibaba Group Джека Ма на разработку препаратов против нового коронавируса, приобретение защитных масок, медикаментов и тестов для выявления инфекции выделил в общей сложности около $16 млн. Более 1,25 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких закупил и передал в больницы США глава компаний Tesla и SpaceX Илон Маск. Он также заявил, что готов делать это и для других стран.
Основатель Facebook Марк Цукерберг рассказал о намерении безвозмездно передать нуждающимся 720 тыс. респираторов, которые компания ранее приобрела во время лесных пожаров в Калифорнии. Фонд Clara Lionel Foundation, основанный певицей Рианной, пожертвовал $5 млн различным организациям, оказывающим помощь в борьбе с коронавирусом. В холдинге LVMH объявили о переоборудовании производственных мощностей на выпуск дезинфицирующего геля и безвозмездной передачи французским больницам. Российская «Альфа-групп» заявила о намерении передать 1 млрд рублей в распоряжение оперативного штаба по противодействию новому коронавирусу.
По всем фронтам
По мере разрастания кризиса в борьбу с пандемией и ее последствиями повсеместно включился средний и малый бизнес, а также состоятельные социально сознательные граждане.
При этом эксперты считают, что задача бизнеса в текущей ситуации — не только помощь по медицинской линии, но и поддержка граждан и своих коллег-предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от пандемии. Глава Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления «Сколково» Наталья Зайцева отмечает, что социальная активность должна «генерировать мультипликативный эффект для общества и экономики, который измеряется не обанкротившимися компаниями, спасенными жизнями и сохраненными семьями». Таких примеров тоже достаточно. Компания Uber во многих странах объявила о бесплатной акции: доставке продуктов таксистами и поездках для медиков. Предприниматель Роман Абрамович предоставил свой лондонский отель для проживания врачей. Глава группы «Сафмар» Михаил Гуцериев отвел под нужды столичного правительства несколько московских гостиниц, которыми владеет.
Кто-то решил помочь непосредственно людям, оказавшимся из-за кризиса в сложной жизненной ситуации. Благотворительный фонд Владимира Потанина направил 500 млн руб. на финансирование социальных НКО, работающих в кризис с незащищенными группами населения. Рестораны «Якитория» со 2 апреля запустили специальную акцию для поддержки пенсионеров во время вынужденной самоизоляции: в рамках пилотного проекта организаторы соберут бесплатные продуктовые наборы для москвичей и жителей Подмосковья пенсионного возраста. Акция проводится в ряде столичных районов (Южное Бутово, Митино, Кунцево, Сокол, Раменки, Троицк) и подмосковных городов (Мытищи, Лобня, Химки). По итогам пилота будет приниматься решение о дальнейшем расширении проекта.
Российский ретейлер X5 Retail Group ранее заявил о готовности трудоустроить тех, кто остался без работы из-за введенных против COVID-19 мер. Сеть «Магнит» планирует трудоустроить порядка 2,5 тыс. сотрудников, уволенных из ресторанов KFC, Burger King и «Шоколадница» в 20 регионах России. Швейцарский теннисист Роджер Федерер пожертвовал миллион швейцарских франков нуждающимся семьям страны. А форвард дортмундской «Боруссии» Марко Ройс, в свою очередь, счел необходимым помочь малому бизнесу в родном Дортмунде, передав на его поддержку €500 тыс.
Посмотри на ближнего
Исполнительный директор компании iMARS Communications Александр Ревский считает, что главная задача компаний, попавших в уязвимые категории рынка, это забота о своих сотрудниках — максимальное снижение для них эпидемиологической опасности и финансовых рисков. Как, к примеру, сделала Microsoft, объявив о сохранении зарплаты многим сотрудникам несмотря на снижение спроса. С Александром Ревским согласен руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Игорь Коротецкий: «Главная задача бизнеса в сложившихся условиях — обеспечить и сохранить свою устойчивость, чтобы сотрудники и их семьи, поставщики, партнеры и контрагенты были уверены в завтрашнем дне». Главная социальная ответственность бизнеса заключается в трех «не»: не разориться; не сократить рабочие места; не лишить своих работников заработка, говорит вице-президент Торгов-промышленной палаты РФ Владимир Падалко. По его словам, нельзя ждать от бизнеса, что он возьмет на себя социальную функцию государства.
При этом Александр Ревский отмечает, что компании не только не снижают свою социальную активность, но и увеличивают ее. «В периоды предыдущих кризисов большинство компаний, как правило, в первую очередь сокращали социальные программы. А сегодня есть понимание, что от этого может пострадать внутренняя и внешняя репутация. Это свидетельствует о том, что рынок становится зрелым», — считает эксперт.
Сохранится ли эта благородная инерция после окончания пандемии? Александр Ревский уверен, что сегодняшний взрыв социальной активности бизнеса повлечет активное развитие социальной миссии у компаний и сохранит тенденцию на рост и после эпидемии. Эту точку зрения разделяет и Владимир Падалко. Наталья Зайцева считает, что после окончания пандемии будет «пересмотрена вся повестка»: «Один из ключевых вопросов — как будет выстроена система взаимоотношений бизнеса и государства в условиях преодоления и выхода из кризиса, объективного усиления роли государства в текущих условиях, и того, насколько затянется сам кризис». Она подчеркивает, что целый ряд компаний, которые многие годы были источником рабочих мест, сервисов, налоговых поступлений, уже сегодня находятся в условиях выживания и из субъекта «социального участия» фактически становятся объектом, нуждаются в механизмах поддержки, чтобы сохранить рабочие места и бизнес.
С дальним прицелом
Эксперты отмечают, что в условиях кризиса появилось немало примеров так называемого социального маркетинга — когда компании открывают свободный доступ к своим ранее платным курсам, аудио— и видеоконтенту в надежде нарастить клиентскую базу в будущем. Так, к примеру, поступили почти все онлайн-кинотеатры — MegoGo, Okko, Ivi, «Кинопоиск», More.tv и др. Сбербанк открыл бесплатный доступ к своей виртуальной школе дистанционного обучения. Открытыми сделал свои лекции директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов. Многие другие финансовые и бизнес-консультанты открыли доступ к своим личным электронным библиотекам.
Проблемы здесь нет, говорит Александр Ревский: «Если человек имеет возможность, скажем, бесплатно смотреть фильмы — для него это хорошо. А позже, если компания отменит данную возможность, у него будет выбор — оформить подписку или отказаться от просмотров». Это маркетинг, но в текущей ситуации это социально ответственный маркетинг, у него есть объективная социальная функция — удержать людей дома, добавляет Наталья Зайцева.