Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Туристическая отрасль приготовилась к старту

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Уже в июле может возобновиться сообщение с популярными у россиян зарубежными туристическими направлениями — Турцией, Грецией, Кипром. Что рынок предложит потребителям в период незавершившейся пандемии?

Индустрия туризма — спящий гигант мировой экономики. Стоит открыть границы, как рынок начнет восстанавливаться после вызванного коронавирусом застоя, считает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. Потребители, туроператоры, перевозчики — все, по его словам, ждут возобновления международных сообщений: «Только на внутреннем рынке не заработаешь».

В прошлом году темпы роста глобального туристического рынка (3,5%) опережали рост мировой экономики (2,5%), по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) и Oxford Economics. Вклад туриндустрии в мировом ВВП в 2019 году достиг $8,9 трлн, или 10,3%.

Доля отрасли в ВВП России оценивается WTTC в 5%, или более чем в 5,4 трлн руб. В 2017-м этот показатель составлял 3,8% и 3,2 трлн руб. В период с 2017-го по 2019- год Россия продвинулась на четыре пункта в «Индексе конкурентоспособности туризма и путешествий» Всемирного экономического форума и вышла на 39-е место. Лидеры рейтинга — Испания, Франция, Германия, Япония и США.

Страны Европы до пандемии лидировали по общему количеству иностранных туристов: в 2019-м общий поток в регионе составил 743 млн человек (число международных туристических поездок в страны региона в прошлом году увеличилось на 4%), по данным Всемирной туристической организации при ООН (UNWTO). Динамично развивался Ближний Восток (рост на 8%), Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) сохранял стабильную динамику выше среднемировой (5%). Для них сокращение туристического потока и оказалось наиболее ощутимо.

Глобус на паузе

По данным UNWTO, в АТР число туристических поездок в январе—апреле сократилось на 51%, в странах Европы — на 44%. За первые четыре месяца этого года мировой туристический поток в целом сократился на 44%. В денежном эквиваленте потери мирового рынка уже оцениваются в $195 млрд. До конца года сокращение числа международных туристов может достичь 60–80% по сравнению с 2019-м.

В России, по оценкам Ростуризма, объем потери рынка составит по меньшей мере 1,5 трлн руб. Треть предприятий отечественной туриндустрии может уже не вернуться на рынок, по данным РСТ.

Более 10% только туроператоров рынка работают на выездном туризме, не считая сопутствующих сфер перевозок, бронирований, приводят данные в исследовании «Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса» 2020 года аналитики фонда «Центр стратегических разработок».

Основные направления летнего традиционного отдыха для российских туристов, по словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, это Средиземноморье: Турция, Греция, Испания, Италия, Кипр, Черногория, Хорватия и побережье Черного моря — Болгария. В десятку наиболее востребованных направлений входили также круглогодичные Таиланд и Арабские Эмираты.

Остановите кризис

Если удастся захватить хоть какую-то часть бархатного сезона, Турция удержит лидирующие позиции, считает Майя Ломидзе. Действительно, Турция, кажется, активнее всех демонстрирует сегодня готовность возобновить туристическое сообщение с Россией. По данным Министерства иностранных дел России, с 11 июня власти Турции открыли морские, воздушные и сухопутные границы для всех иностранцев. По прибытии необходимо пройти короткое обследование с измерением температуры тела, соблюдения карантина или самоизоляции в стране не требуется. Как следует из турецких СМИ, авиасообщение с Россией должно начаться примерно с 15 июля. Для поддержки в иностранных гостях уверенности в безопасности в республике запустили программу «Сертификации здорового туризма». 400 отелей страны уже выполнили необходимые 132 пункта подготовки мест отдыха к принятию туристов, еще более 2 тыс. завершают необходимые процедуры для получения сертификата безопасности.

Поехать в Турцию будет возможно во время летних каникул, уверен генеральный директор французского туроператора Club Med в России Оливье Монсо. Club Med, в частности, в июле запускает в работу свой турецкий семейный курорт Palmiye. Причем, по мнению Оливье Монсо, потребитель, как никогда ранее, будет ориентироваться на проверенных туроператоров и предпочтет ту компанию и тот сервис, в качестве которых он уверен.

Знаковым для отрасли, по словам Оливье Монсо, является и открытие с середины июня границ между странами Евросоюза. Европейские курорты компании будут открыты для граждан Шенгенской зоны с июля. «Дальше меры предосторожности будут постепенно ослабляться и для остальных стран», — уверены туроператоры.

Следующими, кто откроет границы для российских туристов, могут быть Греция и Кипр. Доход от туризма в Греции составляет почти треть ВВП, и страна начала запускать туристическую инфраструктуру уже с середины июня. «Открытие внешних границ будет проходить на двухсторонней основе с государствами, где эпидемиологическая ситуация улучшается», — сообщает МИД РФ.

Кипр в июне начал поэтапно принимать граждан 21 государства, но допуск зависит от эпидемиологической обстановки в стране проживания. Россия пока, с точки зрения кипрских властей, находится в динамическом списке. Российские туристы смогут попасть на курорты страны ближе к концу туристического сезона, приводят слова министра туризма страны Савваса Пердиоса на портале АТОР.

Руководитель группы Deloitte Digital Максим Шапировский полагает, что пропуск туристов в страну по факту сдачи анализа на коронавирус мог бы ускорить процесс сообщения с Европой: «По результатам (отрицательным) в течение 72 часов можно прибывать в пункт назначения. Но, например, на Кипре это время отсчитывают с момента сдачи анализа. А в России срок получения результата колеблется в диапазоне 48–96 часов».

Доступность других туристических направлений Европы во многом будет зависеть от решения на общеевропейском уровне, считают в МИД РФ. В частности, власти Италии, как говорится в сообщении ведомства, продолжают курс на поэтапное снятие эпидемиологических ограничений. Однако из-за сохранения закрытым внешнего периметра Евросоюза национальные границы Италии для граждан третьих стран пока закрыты.

Туристическое сообщения с Кубой, Доминиканской Республикой, Мексикой, Перу, Бразилией, Аргентиной, Ямайкой, старт которого пока даже не анонсируется, будет возобновляться с большой осторожностью. Мальдивская Республика, Непал и Шри-Ланка, несмотря на снятие некоторых внутренних санитарно-эпидемиологических ограничений, также не сообщают даты открытия внешних границ. В Ассоциации индийских туроператоров восстановление въездного туризма связывают с созданием вакцины от коронавируса.

Юрий Барзыкин полагает, что дальнее зарубежье начнет открывать границы не раньше августа, а то и сентября, но и это позволит смягчить удар, который игрокам рынка нанесла пандемия.

Отрасли важно понимать, что этот момент все-таки настанет и будет платежеспособный спрос, говорит директор объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко. Но для самих туристов немаловажное значение имеет эпидемиологическая обстановка в стране назначения, условия пребывания и возможность получения медицинской помощи в случае непредвиденных обстоятельств или болезни, напоминает он. В России, согласно распоряжению правительства РФ от 6 июня 2020 года, границы пока открыты только для однократного выезда граждан за границу на учебу, работу, лечение или для ухода за близкими родственниками.

Цикл восстановления индустрии гостеприимства у всех стран начнется с внутреннего туризма и только затем станет охватывать соседние государства, считает Майя Ломидзе: «В России уже идет активное бронирование, и не только самых популярных направлений».

45% представителей отрасли ждут восстановления туристического спроса на внутренних направлениях в июле—сентябре, по данным опросов UNWTO. 34% ожидают возвращения к полноценным международным туристическим направлениям осенью и 39% ­— к началу 2021 года.

Чемоданное настроение

70% общих туристических расходов россиян приходится на внутренний туризм, согласно данным WTTC. При этом Россия — шестая в мире по количеству выездных туристических поездок (42,0 млн единиц) и седьмая по объемам расходов на международный туризм ($34,3 млрд), по данным исследования фонда «Центр стратегических разработок».

По данным Global Destination Cities Index 2019 компании Mastercard, страна входит в десятку государств с самыми путешествующими гражданами (девятое место). Больше нас по миру ездят только жители Америки, Китая, Германии, Великобритании, Франции, Южной Кореи и Японии. Общее количество международных путешественников в мире в 2019 году достигло 1,5 млрд человек, по данным UNWTO.

Удержать эту армию туристов дома уже не удастся. Даже в разгар пандемии некоторые потребители были готовы лететь отдыхать, отмечает Оливье Монсо. 60% клиентов, по его словам, предпочли перебронировать свои отпуска как на летний, так и на зимний сезон: «50% из тех, кто перебронировал отпуск, запланировали зимний отдых на наших горнолыжных альпийских курортах». Этому способствовали в том числе удобные условия переноса туров с сохранением цены, полагает Оливье Монсо. С общим текущим количеством продаж зимнего отдыха, которые уже составляют 43% от ожидаемого ежегодного объема, горнолыжный сезон обещает быть очень насыщенным, отмечают в Club Med.

36% россиян планируют туристические поездки по России уже в ближайшие шесть месяцев, а 20% готовы выезжать за рубеж, по данным опроса, проведенного в середине мая среди жителей городов-миллионников в возрасте 18–65 лет международной Ipsos.

Трансформация

И наконец, отдых уже не будет прежним, говорят эксперты. Вводимые в отрасли нововведения в части обеспечения безопасности и санитарных норм, в том числе частая тщательная уборка, мониторинг физического состояния персонала, соблюдение дистанции в ресторанах, будут способствовать повышению уровня и качества сервиса, считают в Club Med. «Сервис станет более персонализированным», — говорит Оливье Монсо. Исторически специализирующиеся на системе премиального отдыха «все включено» курорты французского туроператора, например, меняют подачу блюд «шведский стол» на индивидуальную. Отдых обещает стать более размеренным и камерным, говорят в компании: «Время работы ресторанов увеличили минимум до трех часов на каждый прием пищи, в первое время после открытия максимальная загрузка курортов не превысит 65%».

Кроме того, план выхода туриндустрии из кризиса подразумевает адекватное ценообразование, отмечает Оливье Монсо: «В период карантина клиенты не стали зарабатывать больше и вряд ли будут готовы к расходам на отдых выше обычного. А сезонность запросов несколько сместилась, и это позволяет выстроить более лояльную ценовую политику».

По данным исследования фонда «Центр стратегических разработок», туристические компании внедряют цифровые решения для улучшения клиентского опыта и в целях оптимизации внутренних процессов и диверсифицируют бизнес. Одна из приоритетных стратегий в отрасли среди стабильно развивающихся компаний — разработка новых туристических направлений за рубежом и в России, отмечают авторы исследования.

В частности, в ответ на растущий спрос потребителей туроператоры станут активнее развивать экологические маршруты, считает Майя Ломидзе: «Туристы охотнее выбирают маршруты, где в принципе меньше людей и можно не беспокоиться за соблюдение социальной дистанции».

Экошик — мировой тренд в туриндустрии последних двух лет, отмечает Оливье Монсо. И он будет только усиливаться. Курорты борются за звание самого устойчивого и «зеленого» бизнеса в рамках сертификации Green Globe. Солнечные батареи, вторичное использование переработанной воды, замена пластика альтернативными экологичными материалами — по таким принципам устойчивого развития уже работают курорты компании в Доминиканской Республике и Италии. В конце года туроператор планирует открытие еще одного экокурорта на частном острове на Сейшелах.

Потенциал внутреннего рынка Юрий Барзыкин тоже видит в развитии экотуризма. Стратегией развития туризма в России, принятой правительством в прошлом году, предусмотрено вовлечение особо охраняемых природных территорий, прежде всего национальных парков, в туристическую деятельность. Но это требует инвестиций в логистику, инфраструктуру и кадры для отрасли.

Рыночный расклад «Будущее страхового рынка за цифровизацией: пандемия это доказала»
Материалы выпуска
Рыночный расклад Мир на дистанции
Инструменты Прикладной характер: как малый бизнес распоряжается грантами
Рыночный расклад Туристическая отрасль приготовилась к старту
Рыночный расклад «Будущее страхового рынка за цифровизацией: пандемия это доказала»
Решения «Несмотря на пандемию, с финансированием посевной банк справился»
Решения Бизнес отвечает пандемии
Инструменты «Безопасность будет важнее, чем когда-либо»
Решения «Японский подход к пандемии — быть готовыми к решению проблем заранее»
Инструменты «Пандемия подталкивает всех к цифровизации»
Рыночный расклад «Сейчас важно не обрушить экономику»
Решения «Мотивацию сотрудников голосом сложно перевести на удаленный режим»
Решения Эпидемический порог: за что в ответе большой бизнес
Инструменты «Иногда приходится выбирать между плохим и очень плохим решением»
Инновации «Цифровые технологии позволяют перейти к модели точного земледелия»
Решения «Каждый десятый в мире может перенести «коронавирусный синдром»
Содержание
Закрыть