«Японский подход к пандемии — быть готовыми к решению проблем заранее»
Материалы выпуска
Мир на дистанции Рынок Туристическая отрасль приготовилась к старту Рынок «Будущее страхового рынка за цифровизацией: пандемия это доказала» Рынок «Цифровые технологии позволяют перейти к модели точного земледелия» Инновации «Несмотря на пандемию, с финансированием посевной банк справился» Решения Бизнес отвечает пандемии Решения «Безопасность будет важнее, чем когда-либо» Инструменты «Японский подход к пандемии — быть готовыми к решению проблем заранее» Решения «Пандемия подталкивает всех к цифровизации» Инструменты «Сейчас важно не обрушить экономику» Рынок «Мотивацию сотрудников голосом сложно перевести на удаленный режим» Решения Эпидемический порог: за что в ответе большой бизнес Решения «Иногда приходится выбирать между плохим и очень плохим решением» Инструменты Без контакта Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Японский подход к пандемии — быть готовыми к решению проблем заранее»

Как обеспечить безопасность сотрудников при бесперебойности поставок продукции, РБК+ рассказали оперативный руководитель «Идемитсу Лубрикантс Рус» Галина Овчарова и глава департамента продаж Дмитрий Парфенов.
Фото: пресс-служба

— Ваша компания занимается переработкой нефти и производством моторных масел. Насколько вы оказались готовы к новым условиям, когда часть работников должны трудиться удаленно?

Галина Овчарова: Пандемия и меры по ее сдерживанию случились не вдруг, мы внимательно мониторили ситуацию, наблюдали за тем, как росло количество заболевших в других странах. Было очевидно, что, к сожалению, рано или поздно коронавирус придет в Россию, и это будут не единичные случаи, а полномасштабная эпидемия. К тому, что сотрудникам придется работать удаленно, мы начали готовиться заранее. Наш административный отдел не только закупил ноутбуки и обеспечил настройку VPN, но и разработал протоколы удаленной работы. В этом, к слову, преимущество работы в компании с японскими корнями: японцы не пытаются решить проблемы по мере их поступления, а стараются заранее разработать алгоритмы, которые позволяют справляться с кризисными ситуациями.

— Есть ли разница в изменении организации работы компании в России и подразделениях в других регионах?

Г.О.: Прежде всего замечу, что в России, как и в других филиалах по миру, для Idemitsu главная ценность — это ее сотрудники. Idemitsu живет по принципу большой семьи. Этот принцип был провозглашен еще основателем Садзо Идемитсу (Sazo Idemitsu), и компания старается не отходить от него, каждого сотрудника поддерживает в ситуации, связанной с пандемией. Когда Россия по указу президента перешла на самоизоляцию, руководство головной компании прислало письмо сотрудникам российского филиала со словами поддержки, подчеркнув, что главное — здоровье и благополучие сотрудников.

— Удается в новых условиях сохранять систему мотивации сотрудников?

Г.О.: Безусловно, мы стараемся это делать. Небольшой пример: каждому сотруднику выдается карта, на которую ежемесячно перечисляется довольно большая сумма, и сотрудники ей оплачивают обеды. Когда всех перевели на удаленную работу, администрация продолжает перечисления на обеденные карты. Если сотрудник закажет обед из ресторана с доставкой, то сможет оплатить его карточкой. Может быть, это не очень значительная деталь, но из них и складывается комфортные условия для удаленной работы сотрудников. Кроме того, если говорить о системе мотивации, то в Idemitsu сотрудникам, в пределах их полномочий, предоставляют полную независимость. Собственно, автономность и независимость — это также один из основополагающих принципов компании. Так что продуктивная работа в удаленном режиме — проверка команды на предмет соответствия принципам компании. Где можно быть более автономным, как не на удаленной работе?

— Как удается обеспечить безопасность рабочих на производстве смазочных масел — основного продукта компании?

Дмитрий Парфенов: Рабочие процессы организованы таким образом, что на всех этапах сохраняется привычный ритм производства. Еще 4 февраля в компании была разработана система мер по предотвращению заражения сотрудников, эти меры позволяют обеспечивать стабильные поставки нефтепродуктов. В то же время все процессы, которыми можно управлять дистанционно, были переведены на удаленку. Проблем при этом не возникло, поскольку Idemitsu имеет совершенную телекоммуникационную систему управления производством.

— Что представляет собой ваш хоум-офис?

Г.О.: Мы не пользуемся какими-то специальными пакетами программного обеспечения для работы на дому. Практика показывает, что пока нашим сотрудникам достаточно VPN, чтобы иметь доступ к данным на сервере компании, а также для того, чтобы корпоративная японская физическая зарядка, как обычно, запускалась каждый рабочий день в девять утра. Кстати, наша зарядка поначалу вызывала много шуток, когда мы делали ее в офисе, а сейчас сотрудники начинают переживать, если вдруг видео не запускается. Как говорят сами сотрудники, совместная зарядка помогает им поддерживать физическую форму и сохранять ощущение того, что они по-прежнему часть команды и что рано или поздно мы опять соберемся в офисе.

Для рабочих коммуникаций между сотрудниками и отделами, а также для еженедельных видеоконференций руководства со всеми сотрудниками организована видеосвязь. И, конечно, у нас есть группы в мессенджерах для более неформального общения.

— Как изменилась организация продаж, доставки, каковы меры безопасности по отношению к персоналу компании и потребителям?

Д.П.: Системы противодействия распространению коронавирусу, которые вводят российские власти, вносят свои коррективы, конечно. Прежде всего этого касается именно доставки. Мы сталкиваемся с постоянными нововведениями, препятствиями, а как только осваиваемся в новых условиях, правила игры меняются. Конечно, если все это послужит скорейшей победе над COVID-19, мы будем только рады.

Самое главное, если раньше вся наша система продаж и логистики была отлажена как часы и фактически могла работать в автоматическом режиме, то теперь она требует постоянного ручного контроля. Сейчас нам приходится постоянно мониторить, какие произошли изменения в условиях карантина: правила проезда, получения пропусков и др. Но мы рады, что пока у нас не было ни одного сбоя логистики.

— Понятно, что спад глобальной экономики приведет к значительному снижению спроса на продукцию компании. Есть ли уже сейчас прогнозы по уменьшению объемов бизнеса?

Д.П.: Ситуация неопределенная. Конечно, все зависит от того, как скоро удастся справиться с пандемией и когда власти отменят режим самоизоляции. От этого зависят и наши прогнозы. Сейчас мы проработали несколько стрессовых сценариев. Например, есть оптимистичный сценарий, при котором режим изоляции снимут 30 апреля, хотя, конечно, мы понимаем, что он маловероятен. Есть более осторожный, в котором мы исходим из того, что режим изоляции будет длиться минимум до лета. Есть ряд промежуточных вариантов. От того, какой прогноз оправдается, будет зависеть оценка нашего состояния.

Хотя в любом случае очевидно, что последствия для мировой экономики будут серьезнейшие, безусловно, это скажется и на нас. И мы можем только надеяться на скорейший выход мировой экономики из рецессии. Думать, что спад нас не затронет, это значит потерять связь с реальностью. Особенно учитывая ситуацию с ценами на нефть, ведь «Идемитсу Лубрикантс Рус» занимается продажей нефтепродуктов.

Вместе с тем в Idemitsu уверены, что капитал — следствие успеха, но не самоцель. Такая политика на протяжении более ста лет, которые существует компания, позволяет ей быть одним из лидеров на рынке моторных масел и смазочных материалов. Например, на чаше весов экономические выгоды никогда не перевешивают экологическую безопасность, всегда достигается баланс.

В этом году «Идемитсу Лубрикантс Рус» исполняется десять лет. Конечно, мы не ожидали, что наш небольшой юбилей придется на столь суровые обстоятельства, но мы надеемся успешно преодолеть этот кризис и продолжить свою миссию, которая, по нашему мнению, заключается в том, чтобы быть мостом между производителем и потребителем.