Рыночный расклад ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Сейчас важно не обрушить экономику»

Фото: Игнат Козлов для РБК+
Фото: Игнат Козлов для РБК+
Пандемия меняет нашу жизнь и правила бизнеса. Пришлось ли приспосабливаться к новым условиям производителю самого популярного продукта в кризис, рассказывает президент компании «Мистраль Трейдинг» Беслан Агрба.

— Пандемия повлияла на деятельность компаний во всех отраслях. Как среагировал продуктовый рынок?

— Когда только появились слухи о пандемии, люди активно бросились, как это обычно бывает в кризисных ситуациях, закупать продукты, — в первую очередь продукты длительного хранения. К ажиотажному спросу в марте никто не был готов: ни сети, ни магазины, ни производители, никто. Но мне кажется, что в целом рынок отреагировал адекватно той волне, которая была в прессе и которая обрушилась на потребителя.

— Как эта ситуация отразилась на вашем бизнесе?

— Когда я общаюсь с бизнесменами из других отраслей, находящихся сейчас в кризисном состоянии, я стараюсь скромно молчать. Мы в марте перевыполнили план, наверное, на 80% от ожидаемого, а могли бы, возможно, в пять-шесть раз. От сетей были какие-то просто невообразимо большие заявки. Вплоть до того, что, как в советские времена, звонили владельцы крупных сетей лично мне и говорили: «Слушай, старик, ну дай без очереди». Забавные были ситуации. В начале апреля ажиотаж постепенно стал спадать. Потребители насытились. Они набрали запасы на три-четыре месяца вперед и сейчас немножко замерли. Но торговые точки и сети, помня этот ажиотаж, теперь хотят наполнить свои закрома, поэтому заказы продолжают поступать, хотя продажи уже не такие высокие.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация?

— Мы ожидаем спад. Я думаю, что в апреле мы сработаем выше плана, но уже в мае и июне продажи будут ниже, народ уже успокоился, понял: в общем, все работает, все есть. Что будет дальше, пока неясно. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация с карантинными мерами и мерами по борьбе с распространением вируса.

— На фоне пандемии символом продуктовой корзины для выживания стала гречка. Вы можете назвать ее лидером продаж?

— Гречка действительно стала символом этого потребительского ажиотажа. Гречка и туалетная бумага. Среди круп на гречку пришелся основной спрос. Это наша традиционная культура. Только в России и странах СНГ она пользуется такой популярностью — блюда из гречки готовят у нас почти в каждой семье.

Ну и рынок отреагировал, конечно, — цены стали расти. Государственные органы пытаются это регулировать, поддерживать определенный уровень цен, но первыми на высокий спрос реагируют фермеры, они начинают поднимать цены. Я их не могу осуждать за это, потому что рынок гречки очень замкнутый, он существует только на территории России и СНГ. И когда большие урожаи, то цены падают, фермеры ничего не зарабатывают, и в такой ситуации государство им не очень помогает. На мой взгляд, государство должно было бы выработать какие-то меры, например продовольственной интервенции: когда большие урожаи, скупать гречку, организовывать запас и поддерживать таким образом приемлемый уровень цен, а когда недостаточно урожая и цены растут, реализовывать запасы.

— Повлиял ли спрос на оптовую и розничную стоимость ваших продуктов?

— До сих пор мы держали цены. У нас были запасы, долгие контракты. Когда уже на фермерском рынке гречиха и гречка подорожали, мы все еще работали на старых ценах. Но сейчас вынуждены их повышать, потому что цена на ту же гречку у производителя выросла за два месяца с 36 руб. за килограмм (плюс-минус) до 60 руб. То есть почти вдвое. Мы взяли на себя часть этого повышения, и сейчас поднимаем цены на свою продукцию примерно на 20%. Мы не можем этого не делать, иначе нам придется остановить поставки.

— Валютные скачки отразились на вашем бизнесе?

— Еще одна «радость». У каждой компании валютная составляющая присутствует. У нас есть продукты, которые мы производим целиком из российского сырья, и валютная составляющая здесь минимальная — только амортизация оборудования, может быть, упаковка какая-то особенная. Но есть продукты, которые частично мы делаем из импортного сырья. У нас довольно большой ассортимент: помимо гречки и простого краснодарского риса мы продаем экзотические крупы: киноа, рисы из разных стран — Индии, Вьетнама, Таиланда. И валютная составляющая в себестоимости этих продуктов колеблется от 60 до 80%. Мы также являемся субдистрибьюторами некоторых продуктов, а там этот показатель составляет примерно 90%. Торговые сети нас сдерживают, правительство пытается сдерживать всех, кто пытается сразу отразить на ценниках изменения валютного курса. Тем не менее мы вынуждены, конечно, повышать цены, и со временем это будет отражаться на полках.

— Из-за коронавируса страны вводят ограничения на экспорт ключевых товаров. География ваших поставок изменилась?

— У нас был небольшой экспорт, но сейчас мы ничего не экспортируем. И повышенный спрос внутри страны перекрывает все, что мы теряем на экспорте. Есть определенные проблемы с импортом, но мы стараемся их решать. Например, Вьетнам закрыл вывоз риса, частично карантин объявлен в Индии. Но у нас по каждой позиции всегда несколько поставщиков. Перу закрыт, но Уругвай и Аргентина работают. Ситуация держит нас в тонусе и заставляет искать новые решения.

— Какие новые форматы организации торговых пространств появятся в ближайшем будущем?

— Все, что связано с меньшим количеством контактов, с меньшим скоплением людей, с доставкой и с приближением продукции к потребителю каким-то иным, бесконтактным образом. Мы сейчас тестируем разные варианты. Например, у нас есть кондитерская продукция, которую мы можем предлагать в вендинговом варианте. Сегодня эти аппараты предлагают не только снеки, но и продукцию длительного хранения — заморозку, пиццу, все что угодно. И теперь их устанавливают не в офисах, а в подъездах домов. Мы прорабатываем ассортимент. Насколько я знаю, сейчас «Азбука вкуса» занимается подобным проектом, и не только они.

— Офлайн-магазины исчезнут?

— Я не думаю. Если мы вернемся к прежней жизни, они останутся. Это определенная культура потребления: ты пришел, посмотрел на полки, что-то выбрал, повертел, покрутил. Это привычка, это времяпрепровождение.

— Сегодня многие успешные компании активнее занимаются благотворительностью. Что в этом направлении происходит у вас?

— У нас и до пандемии было много благотворительных проектов. В сложившейся ситуации мы в первую очередь заботимся о людях, нуждающихся в медицинской поддержке, и престарелых. Мы сейчас помогаем пяти фондам, делаем для них продуктовые наборы. Это «Подари жизнь», «Вера», «Русь», «Милосердие» и «Перспектива».

Кроме того, мы придумали проект на нашей платформе для жизни в самоизоляции — онлайн-чат с шеф-поварами ресторанов. Им можно задать задачку: обозначить имеющийся набор продуктов, а они, в свою очередь, должны предложить рецепт вкусного блюда. Это и развлечение для всех, кто скучает в условиях самоизоляции, и новый формат работы для поваров, их работу мы оплачиваем.

— Что, на ваш взгляд, должно сделать государство, чтобы защитить бизнес от банкротства?

— Мне кажется, просто раздавать деньги не нужно. Я вообще считаю, что всем работающим ничего не надо раздавать. Помощь надо выдавать точечно — только тем, кто потерял работу, чей бизнес пострадал. Но главное, я думаю, государство сейчас должно больше помочь экономике, нежели чем стараться сберечь эти деньги. Сейчас важно не обрушить экономику. Расконсервация может обойтись гораздо дороже.

Решения «Мотивацию сотрудников голосом сложно перевести на удаленный режим»
Материалы выпуска
Рыночный расклад Мир на дистанции
Инструменты Прикладной характер: как малый бизнес распоряжается грантами
Рыночный расклад Туристическая отрасль приготовилась к старту
Рыночный расклад «Будущее страхового рынка за цифровизацией: пандемия это доказала»
Решения «Несмотря на пандемию, с финансированием посевной банк справился»
Решения Бизнес отвечает пандемии
Инструменты «Безопасность будет важнее, чем когда-либо»
Решения «Японский подход к пандемии — быть готовыми к решению проблем заранее»
Инструменты «Пандемия подталкивает всех к цифровизации»
Рыночный расклад «Сейчас важно не обрушить экономику»
Решения «Мотивацию сотрудников голосом сложно перевести на удаленный режим»
Решения Эпидемический порог: за что в ответе большой бизнес
Инструменты «Иногда приходится выбирать между плохим и очень плохим решением»
Инновации «Цифровые технологии позволяют перейти к модели точного земледелия»
Решения «Каждый десятый в мире может перенести «коронавирусный синдром»
Содержание
Закрыть